Восточная сказка!
Осенними хмурыми вечерами хочется собраться за горячим чаем с плюшками-самсушками и дружеской беседой.
Усаживайтесь по-удобнее у мониторов в своих уютных креслах, я расскажу вам сказку о большой любви и о... самсе.
Восточная сказка!
Осенними хмурыми вечерами хочется собраться за горячим чаем с плюшками-самсушками и дружеской беседой.
Усаживайтесь по-удобнее у мониторов в своих уютных креслах, я расскажу вам сказку о большой любви и о... самсе.
В давние времена правил в одном государстве шах. Не было у него детей. Однажды, когда он сидел и горевал, подошел к нему старший визирь и спрашивает:
— О всесильный шах, о чем вы печалитесь? Богатства у вас много, города и кишлаки ваши процветают, все вам подвластно,— о чем же вам горевать? Шах и говорит:
— Хоть я и шах, хоть много у меня богатства, а умру я бездетным.
Тяжело вздохнул визирь и поведал шаху, что у него тоже нет детей. И вот оба они, горюя и плача, решили отправиться странствовать.
Шли они долго, прошли пути малые и большие. И в один из дней подошли к ограде прекрасного сада. Идут вдоль стены, а входа все нет.
А в саду розы цветут, соловьи поют, душистые травы и цветы благоухают. Расстелены в тени под деревьями ковры, разбросаны подушки.
Наконец увидели странники вход, вошли в сад и сели на ковер. Вдруг показался седобородый старик в белом суконном халате. Подошел ближе и спрашивает:
— Эй, сынки, что вы здесь делаете?
Встали визирь и шах, поклонились старику.
Потом переглянулись между собой, собрались с мыслями и начали рассказывать, что вот нет у них детей, что отказались они от всех мирских благ и пошли странствовать.
Выслушал их старик, а потом вынул из-за пазухи два красных яблока. Протянул одно шаху, другое визирю и сказал:
— Возьмите, дети мои! Пусть каждый из вас съест свое яблоко с любимой женой. Идите, не оставляйте своего дела, живите честно, правьте мудро: заботьтесь о своей стране, не обижайте народ. И еще одно будет вам условие: у кого из вас родится сын, назовите его Тахиром, а у кого дочь — назовите Зухрой. Не разлучайте их в детстве, а когда вырастут, пожените. Помните об этом.
Ушел старик, а шах и визирь посмотрели друг на друга с удивлением, подумали и решили:
«Пусть будет так, как он сказал!»
Начнем с инструментов. Для успеха любого мероприятия нужно: 1) желание; 2) терпение; 3) любовь к делу, которое делаешь; 4) для приготовления самсы еще и набор скалок :) а) стандартная — на случай отсутствия 2-х других; б) короткая - для раскатки лепешек; в) длинная - для раскатки тонкого теста. Последнюю после безуспешных поисков по торговым точкам нашла у себя в подсобке в виде держака для инструментария. Отмыла и стала счастливым обладателем боевого орудия! |
Теперь тесто. После многих проб нашла то самое — слоеное, тонкое, вкусное, хрустящее. Технология проста, как все гениальное:
|
И с того дня стал Тахир играть с Зухрой.
Дни шли за днями, оба они подросли, начали ходить к учителю. Но Тахир, вместо того, чтобы учиться, все время разговаривал с Зухрой.
Тахир и Зухра дня не могли прожить друг без друга. А когда они выросли, пламя любви вспыхнуло в их сердцах.
Узнал шах об этом и приказал мастерам:
— Сделайте сундук! Тахира мы бросим в сундук, и пусть несет его река, куда хочет!
Услышала о приказе шаха Зухра, взяла золота полный поднос, принесла мастерам и начала их упрашивать со слезами:
— Возьмите золото! Мало будет — принесу еще. Только сделайте сундук покрепче, чтобы вода в него не попадала, и попросторней, чтобы можно в нем было дышать!
Пожалели мастера Зухру, начали ее успокаивать:
— Если не будет сундук еще лучше, чем вы сказали, все золото отдадим вам обратно!
Мужчины и женщины, старики и дети — все сбежались на берег реки. Пришла мать Тахира, убитая горем. Упала она на прибрежный песок, и жгучие слезы потекли из ее глаз.
Заволновался народ, закричали люди в толпе:
— Пусть падут слезы матери на голову шаха!
— Никто еще не казнил человека за то, что он полюбил девушку!
— Не простится шаху такая жестокость!
Плач и крики раздались в толпе. Поскорей схватили палачи Тахира, бросили его в сундук. Только и смог он крикнуть своей любимой Зухре:
— Если останусь жив, буду тебя любить! Если умру, буду тебя любить!
Только и успела крикнуть Зухра в ответ:
— И я тебя никогда не забуду!
Тут замкнули палачи сундук и пустили его по реке.
Смазать растопленным маргарином, примерно грамм 70. Дать застыть маргарину пару минут. |
Долго плыл Тахир. День сменяла ночь, ночь сменял день. И наконец приплыл сундук к городу Руму.
А у румского шаха было две дочери. В тот день пошли они со служанками на реку. Видят, плывет по реке сундук.
Открыли они сундук и увидели такого прекрасного юношу, что перед блеском его красоты даже солнце потускнело. Черные кудри его вились по плечам, брови сходились над переносицей, словно тонкие стрелы, а глаза горели жарким огнем. Такой красавец дочери любого шаха под стать. Принял шах Тахира точно родного сына и вскоре женил его на младшей дочери. Сорок дней и сорок ночей длился свадебный пир.
Прекрасна была дочь шаха, еще прекраснее Зухры. Но Тахир помнил клятву, которую дал своей далекой подруге. Он и смотреть не хотел на красоту шахской дочери. Ни одного слова ей не сказал. На сорок первый день Тахир сказал дочери шаха:
— Скажите вашему отцу, я хочу пойти на берег реки.
Скрутить улиткой, посыпая мукой, чтобы не слиплось. Отправить в холодильник на 1-2 часа. Такое тесто можно хранить в морозилке, если не сразу собираетесь использовать. |
Тахир все сидел и молчал, печально глядя на реку.
Пусть он здесь сидит, а вы послушайте теперь про Зухру.
В разлуке с Тахиром день и ночь она тосковала. А потом жестокий отец отдал ее в жены Карабатыру, сыну одного шаха, и жизнь ее стала полна черного горя и безысходной печали.
Зухра взяла целый поднос золота и пошла в караван-сарай. Отдала все золото караван-баши, начала его упрашивать:
— Вы по всему свету ездите, разных людей встречаете. Найдите Тахира, привезите от него весточку! Или хоть узнайте, жив он или нет.
Хорошо! — согласился караван-баши. Сел на своего верблюда и отправился в путь.
Долго он ехал, много проехал, по всем городам и селам разыскивал Тахира, но так и не нашел.
В один из дней подъехал караван-баши к реке. Видит, сидит на высоком берегу прекрасный юноша, а кругом веселится народ.
«Дай-ка я Спою! Может быть, Тахир здесь»,— подумал караван-баши и запел:
- Я вожатый каравана, Езжу я по дальним странам, Чтоб найти Тахирджана, Где ты, Тахирджан?
Услыхал Тахир свое имя, улыбнулся слегка и проговорил в ответ:
- О караван-баши, постой! Свои стихи еще раз спой. Взгляни сюда, перед тобой Сидит сам Тахирджан!
- Имен на свете много есть, Но, от Зухры услышав весть, За дастархан не сможет сесть Спокойно Тахирджан!
Едва пропел караван-баши имя Зухры, как Тахир вскочил с места, бросился к нему и начал упрашивать со слезами на глазах:
— Отвези меня к Зухре, дай хоть разок на нее взглянуть!
Тем временем займемся фаршем. В мясную начинку используют баранину, говядину, много лука, зиру и курдючное сало — по желанию. Лук в начинке преобладает над мясом, так вкуснее. Мясо мелко порубить ножом, лук — четверть-кольцами. Не забудьте посолить. |
Ехали они долго, проехали немало, и в один из дней, под утро, добрались наконец до родного города. Возле караван-сарая Тахир простился со своим спутником, поблагодарил его и пошел ко дворцу.
Пробрался Тахир в дворцовый сад, отыскал Зухру. Она крепко спала на драгоценном ковре. Чтобы разбудить ее, Тахир негромно запел:
Я зову. Проснись! Пора!
Я пришел к тебе с утра.
Ты все спишь... Проснись скорее,
Обними меня, Зухра!
Услышала Зухра любимый голос, сердце ее забилось от радости, и она проснулась. Поднялась с ковра, бросилась Тахиру на шею, плача и смеясь сквозь слезы. И так, обнявшись, они ушли в глубину сада.
Они говорили, наговориться не могли, смотрели, насмотреться друг на друга не могли. И не видели, бедные, что сестра Карабатыра их уже заметила. Побежала она к брату и сказала:
— Приехал Тахир.
В ярости побежал Карабатыр к шаху и все ему рассказал.
Шах послал в сад стражников. Они схватили Тахира и бросили его в глубокую яму, где грязь была по колено, а сверху капала вода
Тесто достать из холодильника, раскрутить улитку, нарезать на шайбы. В разрезе хорошо видна спираль. Каждый кусочек поставить на торец, спиралью наверх, приплюснуть ладонью. |
На другой день созвал шах своих визирей и советников. Стали они думать, что сделать с Тахиром. И решили они разрубить его надвое и повесить на воротах города.
Отправились глашатаи сзывать народ на казнь. Сбежались люди на городскую площадь. Пришла Зухра. Все жалели юношу, роптали на жестокость шаха.
— Зачем только возвратился Тахир? — говорили одни.
— Тахира привела назад любовь,— отвечали другие.— Но разве за это можно казнить бедного юношу? Будь проклят кровавый шах
Раскатывать от центра к краям, оставляя по центру как-бы утолщение и как можно тоньше края. |
После смерти Тахира надела Зухра черные одежды, закрыла лицо черным покрывалом и оплакивала любимого сорок дней и сорок ночей.
На сорок первый день попросила Зухра шаха отпустить ее на могилу Тахира. Шах позволил, но приставил к ней служанок-рабынь. Тогда Зухра завязала в платок горсть жемчужин, взяла с собой острый кинжал и пошла. Едва вышли из дворца, Зухра начала бросать жемчужины на дорогу. Служанки заметили их, остановились, начали подбирать.
Разложить по лепешкам начинку. Тыкву для начинки просто порезала кубиками, немного сахара, можно и без. |
Края завернуть в нахлест треугольничком. Можно защипнуть при желании, чтобы не вытекал сок. Выложить животом вниз на противень с пергаментом. |
Собрали служанки весь жемчуг, прибежали на кладбище. Смотрят, Зухра лежит мертвая. Заплакали они горько и похоронили Зухру рядом с могилой Тахира.
Узнал об этом Карабатыр и закричал:
— Нет, видно, даже в смерти Зухра будет любить Тахира! Не оставлю я их! — ив ярости тут же убил себя.
— Мой брат не хотел их оставить одних,— сказала сестра Карабатыра.— Похороните его между Тахиром и Зухрой!
— Неужели мало они страдали при жизни? Неужели даже после смерти не дадите вы им покоя? Оставьте их, пожалейте! — упрашивали люди из народа. Но их не стали слушать.
У меня вариант двойной самсы в виде сердца - идея кулинарного гуру узбекской кухни Лилии Николенко. Две самсушки складываются вместе. Верхние уголочки завернуть, придав форму серца. Смазать яйцом. Самсушку с мясом посыпать седаной — восточной специей, применяется в выпечке. С тыквой — кунжутом. |
Выросла над могилой Тахира красная роза, а над могилой Зухры белая, а между ними черная колючка. Но розы вытянулись над ней, ветки их переплелись между собой. И с тех пор цветут они вечно, как была вечной любовь Тахира и Зухры.
Выпекать около 30 минут при 200*. |
Только что из печи самса-пармуда (т.е. круглая)) |
Восток - дело тонкое! |
По мотивам рецептов Лилии Николенко, Рифъата Ирмухамедова, Акмаля из Ферганы и всех узбекистанцев!
Самса Акмаля перед выпечкой. После — не успел сфотографировать)) |
Комментарии
следить за комментариямирада, что рецепт пригодился
пробуйте еще, ищите свою самсу
я тоже не сразу пришла к последнему результату, тесто надо научиться чувствовать, точная рецептура здесь не поможет